company logo

Директор школы

IMG_6499.jpg
Главная страница
Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»
05.02.15 09:59

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

«Учись учиться!»  - наверняка, эти слова припомнит каждый, кто учился в школе. Красными буквами они были написаны на стендах почти в каждом   учебном кабинете. Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий, как выясняется, не нова. Термин «Универсальные учебные действия» есть  не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется (А. Г. Асмолов) как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».  (А. Г. Асмолов).

Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов  учебной деятельности, включая:

1)    мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

2)    учебную цель;

3)    учебную задачу;

4)    учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.

Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий  психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую неуспешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

В рамках предмета «Иностранный язык» несформированность учебных действий  находит своё выражение в неготовности многих пятиклассников к овладению иностранным языком  в условиях перехода из начальной в основную школу. Вырисовывается основной круг языковых проблем учащихся:

- недостаточно (а, зачастую, и плохо) сформированы технические навыки чтения и письма;

- отсутствие умения осмысленно читать (с извлечением смысла) на иностранном языке;

- неумение самостоятельно (без вопросно-ответной работы) строить высказывания в монологической форме;

- неготовность принимать участие в диалоге и адекватно реагировать на реплики собеседника;

- нет настроя на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом.

Проблема организации преемственности обучения затрагивает, несомненно,  все звенья существующей образовательной системы. Следует заметить, что и старшеклассники  испытывают те же самые трудности при переходе из среднего звена в старшую школу. Недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Причину тому нужно искать в начальном образовании.  По мнению учителей-практиков, слабым местом языкового образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более продвинутого уровня.

Очевидно, что вышеперечисленные трудности особенно ярко проявляются на переходных (кризисных) этапах в развитии школьника. Если перенести временные рамки переходных (кризисных) возрастов на структуру школьного образования, то они будут соотноситься следующим образом:

- кризис перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту (6-7 лет) приходится на первый год обучения;

- предподростковый кризис (10-11 лет) соответствует 4-5 классам;

- предъюношеский кризис (15-16 лет) соответствует 9-10 классам.

Таким образом, можно говорить о существовании двух типов возрастов – критического и стабильного, которые имеют свою специфику, свой результат. Эти особенности должны учитываться и в содержании образования,  в методах и формах образовательного процесса, и в организации планомерного фомирования и развития метапредметных учебных действий. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны именно с игнорированием задачи целенаправленного формирования различных видов универсальных учебных действий.

При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий  входят четыре блока:

  1.  личностный;
  2.  регулятивный;
  3.  познавательный;
  4.  коммуникативный.

     Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, - обусловливает  необходимость формирование коммуникативных компетентностей через последовательное  развитие универсальных учебных действий.

Скачать полный текст

 

Авторизация



Мы ВКонтакте

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 53 гостей на сайте

Поиск по сайту




Авторские права © 2024 sch4smid.ru.Все права защищены.
Designed and developed by EK
FOOTER_LINE2