company logo

Директор школы

IMG_6499.jpg
Главная страница
Изучение Стандарта и его приоритетных направлений с целью подготовки к переходу на ФГОС второго поколения
05.02.15 09:50

Прочитав и изучив стандарты второго поколения, следует сделать вывод о том, что разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться. Мы должны честно признать, что традиционная классно-урочная система постепенно уходит в прошлое.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Суть компетентностного подхода состоит в развитии каждого ребенка в рамках его способностей и потребностей. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. В отличие от привычных для российской образовательной системы ЗУНов, которые ранее оценивались в процессе обучения, компетенции переносят акцент с «знаниевого» компонента на поведенческий аспект. Синонимом УУД в Стандартах первого поколения являются способы деятельности (познавательная, работа с информацией, организация деятельности), а в компетентностном подходе – ключевые образовательные компетентности: личностные, регулятивные, коммуникативные, метапредметные, познавательные. Возникает противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе; между необходимостью использования на уроках компетентностного подхода и недостаточной осведомленностью учителей в данном вопросе, а также не во всех школах материально-техническая база позволит эффективно ввести компетентностный подход.


Компетентностный подход отличается от традиционного практически по всем параметрам. Цели реализуемая в нем ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции). Развитие критического мышления и развития способности к творческому и деятельному подходу в практической деятельности. В то время как традиционный (знаниевый) - трансляция и приобретение некого теоретического объема заний-умений - навыков, составляющих содержание образования. В результате в первом случаем на выходе позиция: « Знаю, как и смогу. И если не знаю «как», но узнаю и смогу». Во втором случае – «просто знаю». Компетентностный в отличие знаниевого – репродуктивного подхода, несет в себе процессы продуктивные, созидательные, а не воспроизводящие. Кроме того на смену заучиванию, повторению и контролю, приходит усиление значения самостоятельной работы учеников - работы практической и творческой. Даже в способах контроля ученической успеваемости комплексное оценивание учебных и познавательных достижений (портфолио, исследовательская работа, творческий проект) позволяют более объективно оценить способности и результаты учащихся, чем если это будет просто оценка, как статистический способ определения уровня знаний. Таких критериев для сравнения можно привести достаточно много: на основе дидактических принципов, роли учащегося и учителя в учебном процессе, способы познания учебного материала и т.д. В любом случае компетентностный подход, на мой взгляд новое и при этом очень своевременно слово в педагогической науке. Что касается УУД, то ответ на вопрос что это такое и как их понимать вы (создатели курса) вложили в один из материалов Педагогического модуля: «Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.»

При компетентностном подходе образовательный результат -«компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Компетентностный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели. В основе стандартов второго поколения лежит деятельностная парадигма образования. Цель деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Это означает, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли. 

Скачать полный текст

 

Авторизация



Мы ВКонтакте

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 44 гостей на сайте

Поиск по сайту




Авторские права © 2024 sch4smid.ru.Все права защищены.
Designed and developed by EK
FOOTER_LINE2