company logo

Директор школы

IMG_6499.jpg
Главная страница Доступная среда
Доступная среда

В 2011 году исполнительная власть Российской Федерации утвердила специализированную программу, стирающую барьеры между людьми с разными физическими возможностями, под названием “Доступная среда” для инвалидов. В нашей стране насчитывается около 8,8% инвалидов от всего населения нашей страны, что составляет около 13 млн человек., поэтому данный проект должен реализовываться в обязательном порядке, что позволит существенно улучшить условия этой категории населения.

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования в МБОУ "СОШ№4".pdf

Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ

Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества. В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учебные заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей закреплено законодательно.
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. 

Среди школ, вступивших в программу "Доступная среда" - наша школа. Программа “Доступная среда” предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров “Доступной среды” - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. 
В результате в ОУ созданы условия, гарантирующие возможность: 

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися; 
  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей); 
  • индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ; 
  • целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками; 
  • выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей; 
  • включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; 
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ.

Организационно-педагогическое обеспечение

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП),а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. 
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностей детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Специалисты, обеспечивающие сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

  • педагоги-психологи
  • социальный педагог
  • учитель-логопед
  • Тьютор
  • Медсестра
  • Учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Материально-техническое обеспечение

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование. 
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение: 

санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); 

возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ; 

санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ:

пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ. 

По созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил были проведены мероприятия:

  • Построен пандус с внутреннего двора школы с соблюдением нормативных требований.
  • Зал коррекционной гимнастики
  • Санузлы оборудованы вспомогательными поручнями.
  • Готовятся визуальные информационные знаки.
  • Открыта мультисенсорная комната
  • Оборудован класс для обучения детей с расстройством аутистического спектра
  • Библиотека оборудована тепловизионным устройством для слабовидящих участников образовательного процесса, составлен перечень учебной литературы для лиц с ОВЗ. скачать .pdf

 

DSC05824

Пандус с внутреннего двора школы


P1010250 DSC05828 P1010249

Школьная библиотека


P1010270 P1010273 2

Зал для занятий адаптивной физкультурой


3 5 

Класс для для обучения детей с расстройством аутистического спектра


6 4 

Мультисенсорная комната


8

Санузлы оборудованные вспомогательными поручнями


Родителям

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни класса и школы. 
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.  Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. 

Включающее образование базируется на восьми принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
  • Каждый человек способен чувствовать и думать. 
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
  • Все люди нуждаются друг в друге. 

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 


Главная задача программы "Доступная среда" - создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. 

 

Авторизация



Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 8 гостей на сайте



Авторские права © 2020 sch4smid.ru.Все права защищены.
Designed and developed by EK
FOOTER_LINE2