Директор школы
Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи» |
09.11.16 09:59 |
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием человека. Именно в дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает связной речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Для формирования речи очень важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. А также важную роль играет психофизическое здоровье ребенка. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению предусматриваются коррекционные мероприятия. На основе опытов и обследования детей была выявлена интересная закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие задерживается, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, спички, также застегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, узлов. Очень хорошую тренировку движения для пальцев дают народные потешки («Сорока - белобока», «Это вся моя семья») - здесь детям предлагается загибать и разгибать пальцы в кулачок, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. В книге «Играем пальчиками и развиваем речь» автор В. В. Цвынтарный предложил много различных упражнений для развития движений пальцев рук в словесном сопровождении. Также в работе по формированию связной речи важно использование загадок. В загадках дошкольник выражает свое представление и свое отношение к окружающим предметам. Загадки заставляют ребенка думать, предполагать, опровергать, сравнивать одно с другим. В детских загадках, которые они сочиняют сами, разносторонне представлены реальные свойства, признаки предмета, которые дошкольник увидел и сумел вычленить. Например: круглый, но не арбуз, красный, но не флаг, прыгучий, но не заяц, (это мяч)- здесь ребенок составил загадку по разным параметрам (форма, цвет и т. л.). Загадки-складки (докончить фразу). В процессе усвоения занимательного грамматического материала большая заслуга у новой формы речевой работы с дошкольниками - это ребусы, шарады, пиктограммы. Усвоению терминов «слово» и «звук» помогают такие игры, как «Докончи слово», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Подскажи Петрушке звук», «Угадай какой звук я не произнесла», «Звук потерялся», «Скажи, как я», «Как назвать», «Придумай слово на заданный звук». Много игр представлено в книге Г. А. Тумаковой «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». Планируя игры и упражнения важно учитывать не только возможности и уровень знаний детей, но и предложить умственную нагрузку. Если широко представлена наглядность, то игры и упражнения должны быть совместимы. Словарные упражнения, используемые в детском саду для формирования связной речи. • «Слова - существительные». (Назови одним словом игрушку). Все встают в круг и передают друг другу по кругу игрушку при этом каждый называет новое слово: медвежонок, малыш, зверь, топтыжка, косолапка;(воспитатель меняет игрушки) (назови одним словом детенышей зверей) - цыплята, котята, зайчата, жеребята, и т. д.). • «Слова - обозначения действий» (Что может делать). Все игроки выстраиваются в ряд и воспитатель по очереди бросает каждому мяч называя существительное, а все участники перечисляют глаголы: кошка- лакать, мурлыкать, играть, стоять, бежать, мяукать, ласкаться, царапаться, лазить, смотреть, шипеть. ; ветер- воет, дует, шумит, сбивает, поет, несет. ; щенок- бегать, грызть кость, рычит, смотрит, радуется.). • «Слова - определения» (круглая - тарелка, сковорода; круглый- шар, мяч, стол, обруч; круглое- зеркало, колесо). • «Родственные слова» (кот - котик, котенок.). • «Слова - наречия» (как передвигается черепаха - медленно, спокойно, плавно.). • «Сравнение» (на что похоже солнышко - яблоко, мяч, шар, апельсин; на что похож ежик - щетка, клубочек, снежный комок). Памятка «Домашняя игротека» Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам игры, игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков. Отбирая материал для данного раздела, мы учли большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр. «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. Можно играть с целью развития грамматического строя речи. «Приготовим сок». «Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.» «По дороге из детского сада (в детский сад)». «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос. красный забор и пр.» «Перепутаннца». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепугались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.» «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п. Игра на развитие грамматического строя речи. «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон. «Советуем прочитать» - Журнал «Дошкольное воспитание № 6 2005 г. Лебедева Р. В. - «Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный - «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Г. А. Тумакова - «Учить детей отгадывать загадки» Ю. Г. Илларионова - «Развитие речи детей» Е. И. Тихеева - «Детская риторика» Т. А. Ладышенская, Г. И. Сорокина, И. В. Сафонова - «Развитие речи» Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук Воспитатель: Гринина А.Ю. |