company logo

Директор школы

IMG_6499.jpg
Деловая игра
03.02.16 11:38

Деловая игра для воспитателей на тему:

 

«Что? Где? Почему?»

Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности

 

 

Подготовила:

Старецкая Ирина Павловна

  

 

 

г. Прохладный

2014 год



Слайд 2

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования

Оборудование игры: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для педагогов.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Слайд 3

Организация игры:

Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру (воспитатели выбирают карточки синего или зеленого цвета и делятся на две команды). В каждой команде одинаковое количество участников. На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы. Ответы выносятся на суд членов жюри. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.

Для определения степени профессионализма воспитателей составляется  таблица, в графах которой проставляются оценки (в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры.

Слайд 4

Вводная часть.

Ведущий: Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» 

(ответы воспитателей)

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Ход игры:

Ведущий: Работа с детьми разного возраста предполагает решение определенных задач. Для того, чтобы правильно выстроить свою деятельность педагогу необходимо хорошо ориентироваться в основных задачах и направлениях каждого возрастного этапа дошкольного детства. Сейчас я предлагаю педагогам определить, к какому возрасту относятся перечисленные задачи.

Педагогам раздаются карточки, на которых перечислены задачи экспериментальной деятельности. Воспитателям необходимо определить возрастной этап: младший возраст, средний возраст, старший дошкольный возраст.

На решение данного задания воспитателям дается 3 минуты. Команды представляют свои ответы. Жюри дает свою оценку.

Слайд 5 - 7

Ведущий: Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру и последовательность. Предлагаю командам выстроить последовательность детского экспериментирования.

Слайд 8

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

(Следующий слайд 9 с правильным ответом):

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Ведущий: В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Ведущий: Сейчас я предлагаю командам продумать примерную структуру занятия  - экспериментирования.

На выполнение данного задания командам отводится 5 минут. Жюри оценивает полноту представленных ответов по трехбалльной шкале.

(На слайде 10 правильная структура занятия-экспериментирования):

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3.Уточнение плана исследования.

4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд 11

Ведущий: Следующее задание командам - перечислите виды экспериментов:

  • с детьми младшего дошкольного возраста (для команды синих)
  • с детьми старшего дошкольного возраста (для команды зеленых)

Командам дается 3 минуты на обдумывание ответов. Жюри оценивает представленные ответы.

Слайд 12

Ведущий: Сейчас мы проведем блиц опрос. Каждому участнику команд будет предложено ответить на поставленный вопрос. Жюри оценивает быстроту и правильность ответов.

Вопросы командам:

1.Назовите объекты наблюдений для детей 3-4 лет.

Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание.

2.Девиз познавательного развития детей старшего возраста.

« Хочу все знать!»

3.Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности опять возвращаются к предметам ближайшего окружения?

Они понимают, что все взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

4.Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет?

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

5.Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет?

Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями.

6.Новая форма познания у детей 4-5 лет?

Способны понимать слово воспитателя без наглядности.

7.Чем ценно изречение на воротах Дельфийского храма: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»?

Познаешь себя – тогда легко поймёшь других.

8.Назовите виды мотиваций познавательного развития.

Игровая мотивация – помогаем игрушкам решать их проблемы; мотивация общения — в условиях помощи взрослому; мотив личной заинтересованности.

9.Назовите формы работы по развитию познавательной деятельности с детьми 6-7 лет.

Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий.

10.Перечислите качественные характеристики отношения детей 6-7 лет к окружающему миру.

Познавательное, бережное, созидательное.

Ведущий: В заключении я предлагаю вам проверить свои знания в области проведения экспериментов.

Слайд 13, 14

  • Итак, эксперимент первый: «Разбегающиеся зубочистки»

Слайд 15, 16

  • Эксперимент второй: «Могучая скорлупа»

Слайд 17

  • Эксперимент третий «Секретное письмо»

Жюри подводит итоги.

Ведущий объявляет общий результат, поздравляет команду победителей, благодарит за участие.  Слайд 18

Приложение: Презентация «Деловая игра для воспитателей «Что? Где? Почему?»

 

Авторизация



Мы ВКонтакте

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 22 гостей на сайте

Поиск по сайту




Авторские права © 2024 sch4smid.ru.Все права защищены.
Designed and developed by EK
FOOTER_LINE2